понедельник, 21 октября 2019 г.

Исследование самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уважаемые родители, специалисты помогающих профессий,
читатели блога и гости!
Одной из самых распространённых методик диагностики самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста является тест «Лесенка». Он проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. Использовать для диагностики его могут психологи детских дошкольных учреждений, школьные психологи, педагоги, воспитатели и родители. Существует несколько модификаций данной методики. Например «Лесенка» В. Щура и С. Якобсона насчитывает семь ступенек и к ней прилагаются фигурки мальчика и девочки, вырезанных из бумаги или картона. Этот вариант методики направлен не только на исследование уровня самооценки ребёнка, но и на выявление личных притязаний. Модификация методики авторов М. Лисина и Я. Коломенский представляет собой лист бумаги с изображённой на нём лесенкой, состоящей из шести ступенек, фигура мальчика и девочки, вырезанных из бумаги также имеется в наличии.
Стимульный материал: белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из семи ступеней (счёт начинается с верхней ступеньки); простой карандаш или ручка; клей; бумажная фигурка ребёнка, соответствующая полу, участвующего в исследовании.
Инструкция для дошкольника: «Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй – хорошие. На третьей – ни хорошие, ни плохие. На четвёртой – не очень хорошие дети. На пятой – плохие. На шестой и седьмой сидят самые плохие дети».

Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что бумажный ребёнок, находящийся у него в руках, это он сам. Попросите поставить его на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять. Затем попросите оценить, на какую ступеньку поставит его мама, папа, сестра, брат, дедушка, бабушка.
Интерпретация теста: после тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его. Кроме того, оценивание себя ребёнком бывает ситуативным. Например, если незадолго до начала тестирования произошла ссора с другом, то ребёнок может поставить себя на четвёртую и пятую ступень просто потому, что считает в данный момент времени себя плохим (обидел друга).
- Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста и для дошкольников является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Дети же младшего школьного возраста оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: «Я очень хороший, потому что получаю хорошие оценки».
- Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.
- Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.
- Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.
- Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.
- Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.
Если результат теста «Лесенка» выявил заниженный, низкий или крайне низкий уровень самооценки вашего ребёнка, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту в случае невозможности самостоятельно скорректировать ситуацию (По материалам Интернета).

2 комментария:

  1. Спасибо , Галина. Очень подробно описана отличная методика, вполне доступно для проведения и родителями.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Алена!
    Методика очень доступная и информативная. Особенно удобно ее использовать при жалобах родителей о том, что ребёнок очень застенчивый...

    ОтветитьУдалить