Авторская программа

«Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в сенсорной комнате» (Курс интерактивных психологических занятий).

Авторы: Жаркова Галина Валерьевна, педагог-психолог
               Пожидаева Наталия Владимировна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

1. Идея изменений: в использовании образовательных,  коммуникационно-информационных или других   технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.): идея инновационного опыта работы заключается в использовании на занятии интерактивного оборудования по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников – сенсорной комнаты. Усилия авторов были направлены на создание психолого-педагогической системы деятельности, в которой предусмотрен интегрированный, ориентированный на личностный и жизненный опыт ребёнка подход к организации процесса развития коммуникативных навыков, обеспечивающих успешную социализацию в обществе и окружении.
2. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски): преимущество данного опыта заключается в тщательной практической разработке содержания программы, авторских конспектов занятий.
Новизна заключается в образовательной среде организуемых занятий - сенсорной комнате, которая   расширяет возможности и эффективность психолого-педагогического воздействия на детей за счёт включения дополнительных возможностей; в подборе систематизированного практического материала по данной проблеме. Содержание занятий основано на использовании интерактивных методов, ориентированных на широкое взаимодействие детей с педагогом, друг с другом, на доминирование активности воспитанников в процессе обучения.
Ограничения: с учётом возрастных особенностей детей предложенный материал можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста; наличие в образовательном учреждении сенсорной комнаты.
Трудоёмкость в использовании опыта работы в других ДОУ минимальна: предложенные конспекты занятий могут быть использованы полностью или фрагментарно в зависимости от психофизических возможностей детей и желания педагога.
Риски:  Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей или взрослых астенические проявления, синдром гиперактивности, эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжёлая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
3. Результат изменений: снижение агрессивных реакций; отношение к себе и другим в результате общения становится позитивным; появляется согласованность в действиях, формируется положительное отношение к себе и избирательное отношение к другим детям.
4. Описание инновационного опыта: данный опыт работы  раскрывает один из немаловажных аспектов развития дошкольника - развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты. В оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов, что повышает эффективность коррекционных занятий; создаёт дополнительные ресурсы для развития детей.  Возможности сенсорной комнаты обеспечивают быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребёнком и взрослым. Каждый специалист при этом решает свои специфические задачи. Грамотно организованные занятия с использованием различных заданий, игровых упражнений, способствует развитию коммуникативных способностей и возможностей.  Занятия в сенсорной комнате строятся в игровой форме, чтобы дети чувствовали себя свободно, а психолог мог, учитывая эмоциональное состояние детей, менять ход занятий. Комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности, - всё это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей и взрослых.
Реализация данного опыта работы осуществлялась в процессе совместной деятельности воспитателя,  детей и родителей по запросу, в соответствии с планированием.
5. Экспертное заключение (Шлюбуль Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета): задачи повышения качества образования определяют необходимость расширения дополнительных направлений развития и образования детей, в том числе и в области психологического и коммуникативного развития. Представленный методический материал интересен, основывается на современных научно-психологических разработках, учитывающие психологические особенности детей дошкольного возраста. Особую значимость и инновационность программе придаёт образовательная среда организуемых занятий – сенсорная комната. В программе тщательно и последовательно представлены описательные характеристики и инструменты средств образовательного развития детей, описание их возможностей, относительно решаемых в программе задач. В целом программа отличается последовательностью и добросовестностью в представлении тематического материала, способов организации коммуникативного развития детей. В основном разделе систематизирован материал занятий, выявлены целевые основания для образовательной деятельности, приведена подборка игровых упражнений, используемых в процессе занятий с детьми. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к данному уровню работам, и может быть рекомендована к использованию в практике работы педагогов в системе дополнительного образования различных дошкольных образовательных учреждений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий