Именно
в первые три года ребенок быстрее всего растет и развивается. Ребенок
преображается:
- физически — тренируя мелкую и общую моторику;
- умственно — развивая мышление и способность решать проблемы;
- вербально — учась понимать слова и выражения;
- психологически — узнавая все больше о себе самом;
- социально — обучаясь взаимодействию с другими людьми;
- эмоционально — выражая собственные чувства.
Ни в
какой другой период, за исключением внутриутробного развития, ребенок не
растет, не меняется и не учится так быстро, как в эти первые годы жизни. И вы
как родитель, можете обеспечить ребенку наилучшую среду для полного раскрытия
его потенциала. Имейте в виду следующие важнейшие вещи:
1. Ребенок учится в первую очередь через игру.
2. Лучшая игрушка для ребенка — это вы.
3. Веселитесь вместе с малышом!
Не
забывайте, что:
Ему нужно
много стимулирующих объектов, чтобы он мог их разглядывать, пробовать на вкус,
ощупывать и нюхать. Помните, что лучшая игрушка для ребенка — та, что
стимулирует все пять его чувств, и это вы!
Ребенок реагирует на разнообразную
среду. Это не значит, что у него должны быть сотни игрушек. Однако вы должны
выбирать игрушки, подходящие для конкретного этапа его развития, предлагать
ребенку разные игрушки, и уделять играм много времени. Помните: чем проще
игрушка, тем более сложной может быть игра.
Ребенок учится путем имитации. Дети
любят копировать то, что делают окружающие. Вначале вы делаете что-то, а ваш
ребенок учится повторять за вами. Обязательно используйте различные жесты и
выражения лица, демонстрируя ребенку игру, действие или игрушку. Хорошо, если
ролевой моделью для малыша станет старший ребенок.
Ребенок учится с помощью
разных типов игр. Различные игры и занятия помогают ребенку разобраться в своих
ощущениях, страхах и в окружающем мире. Игры бывают: самостоятельные, когда
дети сами устанавливают темп игры, решают задачи и делают выбор; с другими
детьми, когда они видят иные типы игр, исследуют окружающий мир и общаются;
спокойные, когда достаточно собственных пальчиков или языка, книг, музыки, или
кукол; активные, когда в ход идут руки и ноги, чтобы двигаться, бросать или
пинать что-то, танцевать; ролевые, когда дети становятся чудовищами, животными,
супергероями и персонажами мультфильмов.
Ребенок учится в процессе повторов.
Детям нравится проигрывать одно и то же снова и снова. Начните с простых
заданий, сделайте их веселыми, а затем постепенно вводите более сложные условия,
по мере того как ребенок станет лучше обрабатывать информацию, управлять
собственным телом и взаимодействовать с другими людьми. Очень скоро любимыми
словами вашего малыша станет: «Давай еще!»
Ребенок развивается на личном опыте.
Хотя детские игры и научение начинаются с наблюдения за действиями других,
надолго сторонним наблюдателем ребенок не останется. Он захочет делать все сам.
Пусть ребенок при любой возможности самостоятельно взаимодействует с окружающей
средой. Нет такого возраста, в котором играть или учиться слишком рано. Пусть
малыш пытается, а вы предоставите ему помощь, когда она необходима.
Ум ребенка
развивается в процессе решения задач. Давайте ребенку простые задания по
развитию навыков, и по мере освоения усложняйте их. Задачи должны быть
достаточно простыми, чтобы ребенок не испытывал разочарования и не прекращал
попыток, но вместе с тем и достаточно сложными, чтобы ему было интересно и не
надоедало заниматься этим. Помогайте ребенку делать маленькие шаги на пути к
успеху.
Ребенок учится с помощью языка. Говорите с ребенком во время игры,
объясняйте, что и зачем вы делаете. Дети часто понимают больше, чем нам
кажется, и у вас должна выработаться привычка объяснять процесс или назначение
игры, действия или игрушки. Детям нравятся вербальные игры, поэтому язык должен
стать частью любой игры.
У каждого ребенка свой темп развития. Не давите на
ребенка и следите, чтобы он не был ошеломлен слишком широким выбором
возможностей. Если ребенок еще не готов к чему-либо, не ставьте перед ним непосильных
задач. Следите за тем, как играет ваш ребенок, чтобы понять, какой темп для
него приемлем, а когда это будет необходимо, усложняйте задания.
У ребенка все
получается, когда он уверен в себе. Побольше хвалите и поощряйте ребенка во
время игры и настраивайте его на успех, а не на поражение. Помогайте ему
находить разные способы игры, решения задач, совершения открытий и обучения. И
наслаждайтесь проведенным вместе временем!
Вашему ребенку больше всего на свете
нравится играть с вами. Познавательный аспект игры — всего лишь полезное
дополнение.
Источник: "160
развивающих игр для детей от рождения до трех лет", Пенни Уорнер
Комментариев нет:
Отправить комментарий