Педагог-психолог
часто анализирует личностные особенности и значимые отношения детей,
в том числе детско-родительские. Дошкольники не способны к самоотчету
и длительному диалогу с диагностом, если он не носит
игрового характера. Они еще не могут принимать и соблюдать
формализованные требования, что делает невозможной стандартизованную
психодиагностику. Поэтому основное значение в диагностической работе с дошкольниками
имеют направленные на качественный анализ личностной сферы методы
наблюдения и расспроса, а также проективные методики с простой
инструкцией, например, «Кактус» М. А.
Панфиловой.
Процедура
диагностики: Предложите
ребенку лист А-4, стандартный 12-цветный набор карандашей.
Инструкция: «Нарисуй кактус». Если ребенок будет задавать уточняющие вопросы:
«Какой?», «Где нарисовать?», «Можно ли раскрасить?», «Надо ли
рисовать колючки?», «Можно ли нарисовать что-то еще?», ответьте: «Как
хочешь». Во время рисования не делайте никаких критических замечаний
и не подсказывайте. После того, как ребенок завершит рисунок,
попросите его ответить на вопросы:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Критерии
интерпретации рисунка
Интерпретируйте
рисунок и его описание ребенком. Интерпретации подлежат: ключевые объекты,
пространственное расположение и цветовая гамма и словесное описание
рисунка.
Пространственное расположение рисунка и его цветовую гамму анализируйте традиционным образом. Смещение рисунка от центра влево – указатель ориентации на прошлое; вправо – на будущее. Верхняя и нижняя части листа символизируют соответственно осознанные и бессознательные переживания. Верхняя часть листа также показывает переживания испытуемого, связанные с широким социумом, нижняя – с семьей.
Важно!
Если ребенок выполнил несколько рисунков, интерпретируйте все, но особенное внимание уделите первому
Интерпретируя рисунок, обратите внимание, есть ли различия в технике и деталях изображения правой и левой, нижней и верхней частей рисунка. Более детализированные фрагменты рисунка указывают на большую насыщенность переживаний, например, в прошлом. Проанализируйте, не концентрируются ли признаки переживаний негативных эмоций в какой-либо части рисунка – на это указывают штриховки, перерисовывания.
Проанализируйте колорит рисунка. Одноцветные рисунки – показатель «страха самопредъявления», то есть ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства. Невозможное в реальности использование цвета, например, черный кактус, кактус в клеточку, указывает на неадекватность эмоциональных реакций.
Пространственное расположение рисунка и его цветовую гамму анализируйте традиционным образом. Смещение рисунка от центра влево – указатель ориентации на прошлое; вправо – на будущее. Верхняя и нижняя части листа символизируют соответственно осознанные и бессознательные переживания. Верхняя часть листа также показывает переживания испытуемого, связанные с широким социумом, нижняя – с семьей.
Важно!
Если ребенок выполнил несколько рисунков, интерпретируйте все, но особенное внимание уделите первому
Интерпретируя рисунок, обратите внимание, есть ли различия в технике и деталях изображения правой и левой, нижней и верхней частей рисунка. Более детализированные фрагменты рисунка указывают на большую насыщенность переживаний, например, в прошлом. Проанализируйте, не концентрируются ли признаки переживаний негативных эмоций в какой-либо части рисунка – на это указывают штриховки, перерисовывания.
Проанализируйте колорит рисунка. Одноцветные рисунки – показатель «страха самопредъявления», то есть ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства. Невозможное в реальности использование цвета, например, черный кактус, кактус в клеточку, указывает на неадекватность эмоциональных реакций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий