понедельник, 24 октября 2022 г.

Консультация для родителей и педагогов

КАКУЮ СТРАТЕГИЮ ВОСПИТАНИЯ ВЫБРАТЬ, 
ЗНАЯ ТЕМПЕРАМЕНТ СВОЕГО РЕБЕНКА?

                                 

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.

Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка. Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д. Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие – труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого – непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту. Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.
 ü  Если у ребенка преобладают черты сангвинистического типа темперамента:
 - Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);
- Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством – это по силам такому ребенку;
- Целесообразно, небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
- Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
- Учить внимательно относится к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
 
ü  Если у ребенка преобладают черты холерического типа темперамента:
 - С пониманием относиться к проявлению активности ребенка;
- Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
- Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
- Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – все что требует усидчивости;
- Воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться);
- Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего. Считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
- Необходимо строго соблюдать режим дня.
 

ü  Если у ребенка преобладают черты флегматического типа темперамента:
 - Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
- Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
- Следует чаще хвалить его за скорые действия;
- Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
- Следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
- Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
- Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.
- Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
 
ü  Если у ребенка преобладают черты меланхолического типа темперамента:
 - Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в тоже время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
- Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
- Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определенно;
- Ребенку полезно заниматься спортом;
- Необходимо разнообразить жизнь ребенка;
- Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
- Важно развивать его общительность;
- Необходимо поддерживать у него положительные качества.   
 
ЖЕЛАЕМ ВАМ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ И РАДОСТИ В ВОСПИТАНИИ!

6 комментариев:

  1. Очень интересная консультация, благодарю Вас, обязательно постараюсь применить ваши советы в воспитании!👍👍👍

    ОтветитьУдалить
  2. Здорово!!! А я и не знала этого. Теперь буду применять!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за интересную консультацию!

    ОтветитьУдалить
  4. Галина Валерьевна, спасибо большое за такой интересный и всегда актуальный материал

    ОтветитьУдалить