ИГРА, КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный возраст один из самых интересных и значимых в жизни ребенка. В это время ребёнок входит в мир социальных отношений через общение; через реальные и игровые отношения с взрослыми и сверстниками. Ни для кого не секрет, что ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, поэтому в игровой деятельности и происходит социализация ребёнка. Конечно же в формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т.е. те люди, которые окружают его в повседневной жизни. Игра - активизирует ум и волю ребёнка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Через игру ребёнок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Однако, наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть: невероятно, но факт. Основным препятствием в развитии самостоятельной игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих. Во взаимодействии с детьми можно использовать различные виды игр: подвижные, ролевые, настольные, дидактические, театрализованные и др.
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть. Спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.
Ролевые
игры, являются прекрасным театром для подготовки ребенка к жизни в обществе. В
каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими
участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе
определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки,
присущие этому персонажу. В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось
зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над
второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить
за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из
игры, если ему нечего делать. Для ребенка очень важно распределение ролей.
Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем
старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением
ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя.
Дидактические
игры направлены, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать
и то, что их польза зависит от того, сколько радости её решение приносит
ребенку. С помощью дидактических игр детей приучают самостоятельно мыслить,
использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с
поставленной задачей, и их может быть множество: учить детей выстраивать
доверительные, партнерские отношения со сверстниками в процессе игрового
общения; развивать умение понимать, слушать и слышать друг друга; развивать
способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания; воспитывать в
детях желание общаться с ровесниками, усваивая при этом некоторые общие правила
поведения; помочь детям понять, что вместе играть интереснее.
Режиссерская
игра — это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее,
чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об
окружающем мире. Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу. Режиссерская игра
— важнейший фактор социализации дошкольника.
Здорово,
когда родители играют вместе с детьми по их правилам и по своим. Это учит
ребенка тому, что в жизни надо придерживаться правил во всех сферах жизни. Играя,
взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые
для усиления социального опыта ребенка. Каждый ребёнок — это отдельный мир, со
своими правилами поведения, со своим сводом законов. Помочь детям в обретении
самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача. В игре,
совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе
полезные навыки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий