Как проявляется? – Родители предоставляют ребенку все, что он пожелает: захотел он самолетик, даже еще не успел, как следует о нем помечтать, как тут же его получает. Захотел ребенок телефон новой модели, через пару дней он у него уже в кармане; потерял, через неделю купили новый… Без подарков к таким детям не ходят. Родители дают им все самое лучшее, даже иногда в ущерб себе.
Почему
возникает? – В детстве не было такого. Мой ребенок нив чем не
будет нуждаться. Дети научаются манипулировать.
Последствия
- Дети превращаются в потребителей: дом завален игрушками,
а им все мало. Опасность в том, что потом из таких детей
могут вырасти люди, которые не умеют чувствовать и понимать свои
потребности и выстраивать адекватную стратегию по получению желаемого
(не манипулировать другими, а делать что-то значимое самому). Такие
дети часто ничего не хотят, ни к чему не стремятся, потому
что когда-то родители уж слишком быстро удовлетворяли их желания,
не дав ребенку трансформировать импульсы неудовлетворенной потребности
в энергию делания. Родители сверхщедростью компенсируют свое чувство вины:
я много работаю, мало вижу ребенка, куплю ему игрушку, я же хорошая
мама и очень люблю своего ребенка.
Как проявляется? - Родители позволяют ребенку делать все, что ему захочется, при этом не принимая во внимание то, как эти действия скажутся на других. В таких семьях дети решают идти гулять/в гости или нет, во сколько ложиться спать, что делать маме, когда ей смотреть телевизор. Нормой становятся: разрисованные стены во всем доме, разбросанные игрушки и одежда, прием пищи в любое время и где угодно, крик и дурное поведение в общественных местах.
Почему
возникает? – Родители считают, что детям важно самовыражаться и
дают им много свободы. Воспитание уходит на задний план. Практически нет
границ, ребенку не позволяют сталкиваться со сложными чувствами.
Последствия
- Дети не видят границ дозволенного, не учатся уважать границы
других, не получают навык проживания сложных чувств при столкновении
с ограничениями, например, когда есть некие запреты. В результате,
когда дети попадают в социум, они имеют множество проблем
в отношениях со сверстниками и с другими взрослыми:
им гораздо сложнее уступать, находить компромиссы, проживать чувства,
отпускать через горевание ситуацию, где невозможно что-либо исправить,
смириться.
СВЕРХОПЕКА
Как проявляется? – Родители преувеличивают опасности и недооценивают возможности ребенка с ними справиться: «Не лезь туда, упадешь! Не торопись, жуй хорошо, подавишься! Не делай уроки без меня, наделаешь ошибок…». Родители могут добиться того, чтобы освободить ребенка от занятий, к примеру, от физкультуры. Потому что считают, что занятия требуют от детей большого напряжения.
Почему возникает? – Родителям нравится баловать детей и опекать их, тем самым выражая им
свою любовь.
Последствия
– Родители приучают ребенка
не принимать ответственность за себя и зависеть от других.
Ребенок перестает что-либо делать сам, все время ждет поддержки. В итоге
вырастают дети с заниженной самооценкой, со страхами.
Им не позволили еще в детстве учиться на своих ошибках,
на последствиях своих поступков, за них везде заступались,
их от всего оберегали. В будущем такой стиль воспитания может
привести ребенка к жертвенной позиции.
ДОМИНИРОВАНИЕ
Как
проявляется? – Родители прививают ребенку
страх использовать свое мнение, они уверены в том, что ребенок
не может и шагу ступить без их контроля и без их позволения.
Здесь родители проявляют власть и позицию «над».
Почему возникает? – Страх отпустить
контроль, недоверие к ребенку. Это намного сильнее плохого поведения ребенка.
Последствия – Когда много контроля извне,
ребенок совершенно не учится брать на себя ответственность,
он вырастает инфантильным. У ребенка есть страх совершить ошибку
и быть наказанным за нее, потому что постоянно в голове слова
матери: «Я же тебе говорила! А ты мать не послушал!
Ни на что ты сам не способен. Положиться на тебя
нельзя!.." Дети таких родителей, становясь старше, могут восстать против
них. Очень часто в подростковом возрасте родители сталкиваются
с очень сильной агрессией, протестом и обесцениванием. Это дает
ребенку хоть какое-то чувство превосходства, которого он был лишен все
детство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий