Ребенок
первый раз пошел в детский сад. Это стрессовая ситуация для всей семьи.
Не все родители знают об этапе адаптации ребенка среди других
людей, новых предметов и в новом жизненном пространстве. Об этом
и многом другом на консультации родителям должен рассказать
педагог-психолог детского сада.
Что такое адаптация? Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Часто процесс адаптации сопровождается болезненным привыканием к новым условиям.
Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, другой стиль общения — все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. У ребенка появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации — неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции и т. п.), вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей, стрессоров. Сочетание отрицательных симптомов вызывает «тоску по дому» — так называли адаптацию в прошлом (это состояние было описано еще в 1848 г.).
Период привыкания ребенка к новым социальным
условиям делится на три этапа:
1. Острый период, или период дезадаптации, —
характеризуется рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами
и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее
выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, в речевой активности, игре, появляются изменения
в деятельности нервной системы.
2. Подострый период, или адаптация, —
ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие
ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности
разных систем — это происходит не синхронно. Прежде всего,
нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), но продолжительны
нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра
и речевая активность (40–60 дней).
3. Период компенсации, или
адаптированности, — нормализуются все регистрируемые
показатели.
Легкая степень —
к 20-му дню пребывания в ДОО нормализуется сон, ребенок нормально
ест, не отказывается от контактов со сверстниками
и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10
дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень— к 30-му
дню пребывания поведенческие реакции восстанавливаются, несколько замедляется
нервно-психическое развитие, снижается речевая активность.
Заболеваемость — до двух раз сроком не более 10 дней, без
осложнений, но с некоторым снижением веса.
Тяжелая степень —
поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню. Нервно-психическое
развитие отстает от исходного на 1–2 квартала. Респираторные
заболевания более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет,
не прибавляет в весе в течение двух кварталов.
ЧТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
В первые дни посещения детского сада ребенок
может разучиться о себе заботиться: самостоятельно есть,
умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой
и носовым платком.
В речи начинают превалировать глаголы,
существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Ребенок
говорит односложными предложениями, кратко, можетзабыть многие слова.
Угасает познавательная деятельность,
поэтому ребенок перестает тянуться к игрушкам и играм
с ровесниками. Он становится или слишком медлительным, или слишком
активным. В последнем случае важно не путать активность,
обусловленную врожденным темпераментом, и нездоровую активность —
следствие стресса.
Проблемы со сном и аппетитом. Ребенок
не может уснуть днем, часто сидит на кровати и плачет,
с течением времени это состояние сменяется беспокойным сном с частыми
пробуждениями. Он может почти полностью отказываться от еды.
Но возможна и обратная ситуация: резкое усиление аппетита
и обжорство.
Что испытывает ребенок в этот период?
Отрицательные эмоции. Они
присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если
период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени
проявления — от испорченного настроения до настоящей депрессии.
В таком состоянии ребенок может часами
сидеть с отсутствующим видом, не желая ни есть, ни играть.
Все его внимание в это время сосредоточено на ожидании родителей,
на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач
и истерику. Потом ребенок вновь впадает в безучастное состояние. Или
неожиданные вспышки активности и агрессии по отношению
к окружающим.
Ребенок в период адаптации — живая модель
стрессового состояния.
Страх. Это
состояние испытывает каждый ребенок, привыкающий к детскому саду.
Он вызван новой обстановкой, присутствием воспитателей, других детей,
а самое главное — уверенностью ребенка в том, что родители
не придут за ним. Разлуку с ними он может воспринимать как
предательство, признак ненужности и свидетельство того, что его бросили,
отдали чужим тетям. К тому же ребенок не знает, как вести себя
в новых условиях, он переживает, что его действия не будут
одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться.
Злость, гнев. Ребенок
может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни
изменений, и бросаться на каждого, кто к нему подойдет. При этом
поводом для злости может стать любой пустяк.
ЧТО
ВЛИЯЕТ НА СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ АДАПТАЦИИ
Существуют факторы риска, которые
увеличивают вероятность проявления тяжелой степени адаптации.
Первая группа относится
к дородовому периоду: токсикозы, заболевания, перенесенные
матерью во время беременности, и сопряженный с ними прием
лекарств; курение матери, стрессы, конфликты, употребление алкогольных
напитков, работа на потенциально вредном производстве. Частое употребление
алкогольных напитков отцом перед беременностью матери — тоже фактор риска
развития в будущем тяжелой степени адаптации ребенка к детскому саду.
Тяжело придется в детском саду ребенку, которому
внушали, что он принц и все должны выполнять любые его капризы.
Вторая группа — к процессу
родов: осложнения, возникшие при родах; родовая травма
у ребенка, перенесенная им асфиксия; операции, проведенные хирургами
при родах. Сюда же относится несовместимость резус-фактора крови матери
и ребенка.
Третья группа — к послеродовому
периоду: недоношенность ребенка, а также
переношенность; масса тела при рождении более 4 кг; частые болезни ребенка
в первый месяц жизни; курение и употребление алкогольных напитков
матерью во время грудного вскармливания. А также:
- частые
инфекции у ребенка до трех лет;
- наличие
у него заболеваний — рахита, анемии, паратрофии, гипотрофии,
диатеза; хронических заболеваний (порок сердца, пиелонефрит и проч.);
- отсутствие
процедур закаливания, проводимых с ребенком;
- задержка
нервного или психического развития;
- отсутствие
общения с ровесниками и взрослыми людьми;
- отличия
в режиме дня дома и в детском саду;
- излишне
строгое воспитание;
- неудовлетворенность
и депрессия матери;
- плохие
материальные и бытовые условия жизни, неблагоприятный эмоциональный
климат в семье, конфликты между родителями;
- неполная
семья, ребенок — первенец или вообще единственный в данной
семье.
Ряд перечисленных факторов имеет необратимый характер, и родители никак не могут изменить их. В частности, это факторы, связанные с течением беременности и родами. Однако кое-что семье под силу нейтрализовать, и чем раньше это будет сделано, тем легче и быстрее ребенок сможет адаптироваться к детскому саду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий