У меня были сомнения по поводу того: создавать домашнюю Масленицу или нет? Существовала ли вообще такая кукла? Или во время обрядового праздника обходились только чучелом? Как вдруг на страницах Интернета увидела запись Елены Вернидубовой, в которой она благодарит Елену Самохину за информацию о "Домашней масленице". Информация была взята из книги А. Найдена "Украинская
народная кукла", Издательский дом "Стилос" - 2007 год. Издание на
украинском языке. А Елена Вернидубова перевела выдержки из книги. Хочу Вас, дорогой читатель, с ними познакомить, так как много разной информации гуляет по Интернету и другим социальным сетям. Я глубоко убеждена, что информация, которую мы доносим до читателя, должна иметь источник, поэтому приятного чтения... интересно узнать в комментариях и Ваше мнение, уважаемые гости и читатели блога.
Страница 107: "У восточно-славянских народов домашние самодельные куклы имели много прототипов среди обрядовых кукол-чучел. Одновременно и причин для изготовления кукол-игрушек было немало: ведь почти всегда рядом с большой куклой- чучелом изготавливали маленьких кукол для детской игры или для других нужд. Касательно этого, показательным является наблюдение В.К. Соколовой относительно изготовления домашних самодельных кукол. В трёх губерниях России: Московской, Владимирской, Калужской «было замечено что-то наподобие «размножения Масленицы». Кроме общей для всего села куклы, тут в отдельных домах делали свои, «семейные»… которые тоже назывались Масленицей и нередко были оснащены её атрибутами. Делались эти куклы в тех домах куда должны были приехать молодые или где была молодежь. Функции и назначение этих кукол совсем другие, чем Масленицы. Они не сжигались и не разрывались на куски, то есть не были куклами - жертвами или куклами - посланниками. Возможно архетипом этих кукол, связанных со свадебной обрядностью, были древние божества плодородия."
Страница 24: "Образ молодой девушки, но не женщины, характерен для древних славян относительно плодородия и вообще жизни. Основной образ славянской богини плодородия – девушка: Жива – Живица – Дзиевица – Дева. Вот почему большинство рассматриваемых крестьянских кукол-игрушек обрядового типа (а не бытового) представляют образ девушки, в отдельности невесты...
Когда познакомилась с новой для меня информацией, то сомнений не осталось и с огромным удовольствием творила и создавала образ домашней, семейной куклы-мотанки. Что-то пришлось сшить. так как кукла рождалась из лоскутиков ткани, что-то просто примотать...
Страница 107: "У восточно-славянских народов домашние самодельные куклы имели много прототипов среди обрядовых кукол-чучел. Одновременно и причин для изготовления кукол-игрушек было немало: ведь почти всегда рядом с большой куклой- чучелом изготавливали маленьких кукол для детской игры или для других нужд. Касательно этого, показательным является наблюдение В.К. Соколовой относительно изготовления домашних самодельных кукол. В трёх губерниях России: Московской, Владимирской, Калужской «было замечено что-то наподобие «размножения Масленицы». Кроме общей для всего села куклы, тут в отдельных домах делали свои, «семейные»… которые тоже назывались Масленицей и нередко были оснащены её атрибутами. Делались эти куклы в тех домах куда должны были приехать молодые или где была молодежь. Функции и назначение этих кукол совсем другие, чем Масленицы. Они не сжигались и не разрывались на куски, то есть не были куклами - жертвами или куклами - посланниками. Возможно архетипом этих кукол, связанных со свадебной обрядностью, были древние божества плодородия."
Страница 24: "Образ молодой девушки, но не женщины, характерен для древних славян относительно плодородия и вообще жизни. Основной образ славянской богини плодородия – девушка: Жива – Живица – Дзиевица – Дева. Вот почему большинство рассматриваемых крестьянских кукол-игрушек обрядового типа (а не бытового) представляют образ девушки, в отдельности невесты...
Когда познакомилась с новой для меня информацией, то сомнений не осталось и с огромным удовольствием творила и создавала образ домашней, семейной куклы-мотанки. Что-то пришлось сшить. так как кукла рождалась из лоскутиков ткани, что-то просто примотать...
Куклы, созданные мною ранее к обрядовому празднику "Масленица", терапевтическую куклу, я сожгла на костре. Открыла себя новому пространству, получилась очаровательная кукла-мотанка. Творите и не бойтесь создавать что-то, используя конструкции традиционных и народных кукол!
Какая живая и красивая кукла получилась! Очень интересная статья. Спасибо!))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина. Спасибо за оценку моей работы.
ОтветитьУдалить