Команда Всероссийского конкурса имени Л.С. Выготского пишет:
"В
этом году мы получили заявки от 5 тысяч педагогов и студентов со всей России, и
это почти в 2 два раза больше, чем в прошлом году! Наши эксперты внимательно изучили каждую заявку, и теперь мы готовы поделиться
результатами: имена 193 лучших педагогов и 73 студентов опубликованы на сайте. Победители получат по 50 тысяч рублей (педагоги), по 20 тысяч (студенты). 100 педагогов
и 20 студентов смогут принять участие в Летней школе Конкурса и встретиться с
лучшими экспертами дошкольного образования. Среди призов также: участие в обучающем семинаре Программы «ПРОдетей», в
базовом семинаре «Независимая оценка качества дошкольного образования», участие
в образовательных турах и конференциях. Подробно с результатами можно ознакомиться на сайте. 2 миллиона 380 тысяч неравнодушных к дошкольному образованию людей уже
посмотрели ролики участников! Если вы ещё этого не сделали — рекомендуем
ознакомиться с проектами, взять в работу полезные идеи и вдохновиться на
собственные свершения! Поздравляем победителей и гордимся всеми работами участников!"
Краснодарский край в этом году собрал богатый урожай педагогов-победителей:
1. Охрименко И. А., муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 «Родничок»
2. Музер З. П., МБДОУ
Д/С №21 с. Александровка МО Ейский район
3. Власенко Н. И., муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 172»
4. Сапелкина А. Р., муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52
5. Степанова О. В., муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
город Краснодар "Детский сад комбинированного вида №213"
7. Фисенко Н. В., муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 200»
8. Дмитриева Н. В., Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации детей с ограниченными возможностями.
9. Виноградова Н. И., муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37
Но не все поедут на Летнюю школу, повезло самым ЛУЧШИМ!
Предлагаю ознакомиться с проектами победителей, будущих участников ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ, которая пройдет летом в Москве:
Сапелкина А. Р., МАДОУ "Детский сад №52"
Тематика:
социализация
Название проекта: «Детский клуб
«СЛАВИЧОК»
Целевая группа: дети
старшего дошкольного возраста
Содержание
проекта:
Актуальность
инновационного проекта в последнее время всё чаще встречаются дети, которые не могут найти контакт с
окружающими их сверстниками, из-за этого в первую очередь страдает их
психическое здоровье, они становятся неуверенными в себе, замкнутыми, иногда
агрессивными. Таких детей относят к категории «непопулярные дети». Не смотря на
огромное количество работ, посвящённых развитию коммуникативных навыков у
детей, их социализации, в настоящее время все ещё существует проблема
внутригруппового общения, не все дети могут найти «своё» место в коллективе.
Именно поэтому очень важно предпринимать меры для коррекции таких сложностей,
ведь общение играет огромную роль в жизни человека. В концепции Л.С. Выготского
общение - «единица» психики: общение генетически предшествует высшим
психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их
универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно
или скрыто включены в общение. Выготский считал, что развитие психики ребенка
происходит в процессе общения. Для решения представленной проблемы, мной был
создан проект по работе с непопулярными детьми, а именно проект детского клуба
«Славичок». Работа данного клуба направлена на развитие коммуникативных
навыков, социализации детей посредством использования психологического тренинга
с элементами творческой мастерской.
Проблема: заключается в недостаточном внимании к данной категории детей и
отсутствии комплексного подхода при решении данных сложностей.
Цели проекта: осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной
на развитие коммуникативных навыков, повышения уровня социализации детей
старшего дошкольного возраста посредством проведения психологических тренингов
с элементами творческой мастерской.
Задачи:
• Определить возможности использования психологических тренингов с элементами творческой мастерской в укреплении психического здоровья детей дошкольного возраста;
• Создать максимально благоприятные условия для формирования и укрепления психического здоровья ребенка;
• Развивать коммуникативные навыки детей;
• Повысить уровень социальной адаптации детей.
Вид (тип) проекта: краткосрочный;
Срок реализации: с 02.09.2018 г по 31. 05.2019 г.;
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагог – психолог, родители.
Необходимые материалы: групповые помещения, спортивный зал, магнитофон, ноутбук, игровые материалы по заявленной тематике, аудио записи по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
- Стабилизация психо-эмоционального состояния детей;
- Развитые коммуникативные навыки детей;
- Социальная адаптация детей на высоком уровне;
- Искоренение категории «непопулярные дети».
• Определить возможности использования психологических тренингов с элементами творческой мастерской в укреплении психического здоровья детей дошкольного возраста;
• Создать максимально благоприятные условия для формирования и укрепления психического здоровья ребенка;
• Развивать коммуникативные навыки детей;
• Повысить уровень социальной адаптации детей.
Вид (тип) проекта: краткосрочный;
Срок реализации: с 02.09.2018 г по 31. 05.2019 г.;
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагог – психолог, родители.
Необходимые материалы: групповые помещения, спортивный зал, магнитофон, ноутбук, игровые материалы по заявленной тематике, аудио записи по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
- Стабилизация психо-эмоционального состояния детей;
- Развитые коммуникативные навыки детей;
- Социальная адаптация детей на высоком уровне;
- Искоренение категории «непопулярные дети».
Предполагаемый продукт проекта: программа занятий, направленных на развитие
коммуникативных навыков и повышение уровня социальной адаптации у детей
посредством психологического тренинга с элементами творческой мастерской.
Планируемые
или полученные результаты: на данный момент проведено 7 занятий, я с
уверенностью могу сказать, что дети, которые посещают детский клуб «Славичок» стали
более активными в общении со сверстниками, их редко можно застать за игрой в
одиночестве, теперь они чаще предпочитают совместную игру с остальными детьми.
Очень приятно поучать отзывы родителей, ведь в первую очередь, положительные
изменения видят именно они. Однако, есть еще некоторые проблемы, связанные с
социализацией детей и их коммуникативными навыками, на их решение будет
направлена моя дальнейшая работа в данном клубе. Видеоролик с рассказом о проекте.
Степанова О. В., МБДОУ МО г.
Краснодар «Детский сад № 213»
Название
проекта: «Сказкотерапия и рисование в технике Эбру. «Волшебные Сказки на Воде»
Целевая
группа: проект направлен на работу с детьми в возрасте 6 - 7 лет
Содержание проекта:
Цель проекта: пробудить интерес и актуализировать возможность восприятия окружающего
мира и выражения своих впечатлений и чувств у детей через сказки и
художественно – эстетическое творчество.
Задачи:
Познавательные: познакомить детей со сказками разной тематики (о дружбе, взаимопомощи, разного стиля поведения у ребят, проявление различных черт характера и т.п.); познакомить с историей возникновения рисования в технике Эбру. Обучающие: способствовать формированию представления сочинения авторских сказок; овладение навыками рисования в технике Эбру, учить посредством творчества выражать свои чувства.
Развивающие: способствовать развитию ориентировочно – исследовательской деятельности, творческого потенциала, воображения, фантазии, возможности мыслить нестандартно; развитию эстетического вкуса, мелкой моторики рук; навыков работы с различными материалами.
Воспитывающие: приобщать к народным традициям рассказывания сказок, накоплению положительного социально – эмоционального опыта, а также профилактика эмоционального благополучия детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая и познавательная.
Познавательные: познакомить детей со сказками разной тематики (о дружбе, взаимопомощи, разного стиля поведения у ребят, проявление различных черт характера и т.п.); познакомить с историей возникновения рисования в технике Эбру. Обучающие: способствовать формированию представления сочинения авторских сказок; овладение навыками рисования в технике Эбру, учить посредством творчества выражать свои чувства.
Развивающие: способствовать развитию ориентировочно – исследовательской деятельности, творческого потенциала, воображения, фантазии, возможности мыслить нестандартно; развитию эстетического вкуса, мелкой моторики рук; навыков работы с различными материалами.
Воспитывающие: приобщать к народным традициям рассказывания сказок, накоплению положительного социально – эмоционального опыта, а также профилактика эмоционального благополучия детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая и познавательная.
Сроки реализации проекта: с июля по декабрь 2018 учебного года. Занятия
проводились 2 раза в месяц по 35 минут в формате индивидуальной работы.
Основные этапы: организационная часть, основная часть (работа со сказкой по
определенной теме), практическая (создаётся рисунок в технике Эбру), создание
сказочной истории ребенком, рефлексия. Итог (творческая выставка).
Организационная: организовать сказочную атмосферу встречи, создать доверительное
общение, мотивировать на творческое самовыражение
Основная: На занятиях с детьми использовала свою авторскую книгу «Цветные
сказки для Малышей - Карандашей». Книга рецензирована известной писательницей
Ириной Семиной (Эльфика), в книге написан отзыв от ее имени.Занятия строятся из
12 встреч, каждая посвящена отдельной теме.
1.Знакомство с Волшебными красками. История возникновения рисования в технике
Эбру. Рассказ педагога о том, из чего делаются краски и раствор для рисования,
знакомство с предметами – помощниками, с помощью которых рисуются картины,
веерные кисточки, гребешки, деревянные палочки, шильца. 2. Работа по книге
«Цветные сказки для Малышей Карандашей». Сказка о Красном перце, тема:
«Хвастовство» 3. Сказка «Оранжевый листик, тема: «Моя Мечта». 4. Сказка
«Солнечный лучик», тема: «Радость» 5. Сказка «Зеленый подорожник», тема:
«Готовность помогать другим» 6. Сказка «Голубая лужица», тема: «Красота
окружающего мира» 7. «Сказка о Васятке и синем цветочке – василечке», тема:
«Забота о близких» 8. «Фиолетовая сказка о Виолетте», тема: «Зависть» 9. Сказка
«Путешествие черной Кляксы», тема: «Мои способности,таланты» 10. «Сказка про
девочку Маринку и ее Снежинку», тема: «Мои Желания» 11. Рисование на свободную
тему, по желанию.
Практическая: рисование в технике Эбру, создание сказочных историй детьми, рефлексия.
Итоговый этап: творческая выставка детских работ «Волшебный мир Эбру».Практическая: рисование в технике Эбру, создание сказочных историй детьми, рефлексия.
Планируемые или полученные результаты: на сегодняшний день проект завершен. В результате проведенной работы можно констатировать, что у детей повысился интерес к сказкам и к собственному сказкотворчеству. Ребята стали лучше понимать и характеризовать героев. Повысилось количество детей, которые стали ярче выражать свои эмоции и понимать чувства других. Ребята научились рисовать, используя восточную технику живописи Эбру, и применять различные предметы – помощники (веерные кисточки, гребешки, деревянные палочки, шильца). К окончанию цикла занятий дети активнее проявляли собственную творческую деятельность, нестандартное мышление и фантазию. Улучшились показатели мелкой моторики и связной речи у детей. В рамках реализации проекта у меня занимались ребята 2- х подготовительных групп, одна из них была логопедическая. У ребят логогруппы были сложности при сочинении своих сказок. С ними приходилось заниматься дополнительно, используя рисование на световом столе и песочную терапию для активизации связной речи, развития воображения и умения сочинять сказочные истории. Пришла к выводу, что для детей логогруппы в следующий раз нужно ввести дополнительные занятия по активизации сказкотворчества. Можно привлечь к совместной работе над проектом логопеда и воспитателей на группе, тогда получится комплексный подход к этой теме!
Итогом данного проекта «Волшебные Сказки на Воде» была организация творческой выставки детских работ «Волшебный мир Эбру» для родителей, педагогов и детей. На базе детского сада мною был проведен мастер – класс для психологов г. Краснодара с целью обмена опытом новыми педагогическими технологиями. Приятно осознавать, что тема оказалась очень актуальной и востребованной для коллег, на мероприятие собралось 57 человек. После него у меня появились последователи, которые успешно применяют эти методы в своей работе. Презентация данного проекта была награждена дипломом и получила 1 место в номинации «Творческая работа»в конкурсе на Международном образовательном портале «Тридевятое Царство». Видеоролик с рассказом о проекте
Пескова Ю. В., МБДОУ МО г. Краснодар «Центр детский сад № 231»
Тематика:
инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а
также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Название
проекта: Служба ранней помощи для детей с ОВЗ, для детей групп риска на базе
ДОУ.
Целевая
группа: дети с ОВЗ, дети группы риска,
имеющие нарушения функций организма и их семьи. «Служба ранней помощи» , в
которую входят: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической
культуре, музыкальный руководитель, включает в себя предоставление
квалифицированной помощи ребенку и его семье, с целью содействия оптимальному
развитию и адаптации ребенка в обществе.
Содержание
проекта
Цель
проекта – формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи
детям от 3х до 7 лет, имеющими нарушения в развитии или риски возникновения
нарушений, а также помощь их семьям с целью согласования воспитательных и
образовательных воздействий на максимальное удовлетворение интересов и
потребностей детей с их индивидуальными особенностями, с последующей
интеграцией в общество.
Задачи: содействовать максимально раннему выявлению и диагностики образовательных
потребностей ребенка и его семьи; изменение мотивационных установок родителей: от игнорирования к вовлечению в
совместную деятельность, через индивидуальные и коллективные формы работы, с
формированием у родителей компетентной педагогической позиции по отношению к
своему ребенку, вовлечение в коррекционно-развивающий процесс на основе
выявления специальных потребностей и возможностей семьи; поддержка индивидуальности и инициативы детей с учетом их особенностей
развития, через создание условий, максимально удовлетворяющих их интересы и
потребности; разработать индивидуальные комплексные маршруты на основе выявления
потенциала развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Тип проекта: долгосрочный, рассчитан на 3 года, открытый, коллективный. На
первом этапе осуществлялось установление контакта с семьями воспитанников с
ОВЗ, выявление контингента воспитанников, нуждающихся в услугах "Службы
ранней помощи", диагностика, изучение особенностей развития детей.
Формирование творческой группы, обсуждение направления проекта. Основной
этап-практический. Проектную деятельность осуществляют разнопрофильные
специалисты, которые владеют современными технологиями. Механизмом
сопровождения моей деятельности, было раннее выявление нарушений здоровья и
укрепление физического здоровья, а также разработка, подбор форм и методов
эффективного сотрудничества с семьей ребенка, где взрослый в общении с ребенком
придерживается положения «Не рядом, не над ним, а вместе!». Создание клуба
«Малыши-крепыши», в рамках которого проходят семинары-практикумы,
мастер-классы, по проблемам детского развития. Родители получают теоретические
знания и в дальнейшем закрепляют их через практические упражнения, что помогает
им лучше чувствовать своего ребенка, понимать его состояние и потребности в
конкретной ситуации. Клуб «Я – родитель!», совместно с родителями обсуждаем
интересные проекты для детей, а также обсуждаем тематику следующих мероприятий.
Кружок «СА-ФИ-ДАНСЕ»,помогает детям справляться со стрессовыми ситуациями через
игру, творчество, общение и возможность выразить свой внутренний мир, совместно
с родителями разучиваем и осваиваем игровой стретчинг, ритмическую гимнастику,
гимнастику вдвоем, ритмопластику. Театрализованный кружок «Кукляндия» позволяет
ребенку решать многие проблемные ситуации: входя в образ (закрываясь куклой) он
старается подражать тому, что видел и что его заинтересовало, учиться
переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, способствует преодолению
робости.
Планируемые или полученные результаты: безусловно, реализация данного проекта приносит свои ощутимые результаты. Семьям, воспитывающего ребенка с ОВЗ, предложенная нами консультативная помощь помогает принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, а также помогает родителям чувствовать себя увереннее в обществе родителей здоровых детей. Увеличивается количество вопросов к специалистам нашей службы, касающихся формирования личности ребенка, в результате чего, мы получаем в лице семьи надежного союзника в процессе дальнейшей социализации их ребенка. Результатом нашей деятельности стал «Дневник взаимодействия ДОО и семьи», где в полной мере отображается комплекс мероприятий и действий работы с дошкольником, с учетом его особенностей. Каждый специалист прописывает свою проделанную работу с конкретным ребенком, что позволяет нам отслеживать и корректировать дальнейшие действия, в виде обратной связи с родителями. Самое главное, что такое взаимодействие со стороны взрослых, позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье детей. Одним из положительных результатов нашего проекта стало уважение и равноправие между родителями обычных детей и родителей детей с ОВЗ. Специалисты, воспитатели, и сами родители - отмечают благоприятную эмоциональную атмосферу, возросшую инициативность, активность и самостоятельность детей. Специалисты отмечают возросшую востребованность в развивающих занятиях со стороны родителей и хорошую динамику развития детей, а также их благоприятную социализацию. Видеоролик с рассказом о проекте
Фисенко Н. В., МАДОУ МО г.Краснодар «Центр развития ребенка
- детский сад № 200»Планируемые или полученные результаты: безусловно, реализация данного проекта приносит свои ощутимые результаты. Семьям, воспитывающего ребенка с ОВЗ, предложенная нами консультативная помощь помогает принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, а также помогает родителям чувствовать себя увереннее в обществе родителей здоровых детей. Увеличивается количество вопросов к специалистам нашей службы, касающихся формирования личности ребенка, в результате чего, мы получаем в лице семьи надежного союзника в процессе дальнейшей социализации их ребенка. Результатом нашей деятельности стал «Дневник взаимодействия ДОО и семьи», где в полной мере отображается комплекс мероприятий и действий работы с дошкольником, с учетом его особенностей. Каждый специалист прописывает свою проделанную работу с конкретным ребенком, что позволяет нам отслеживать и корректировать дальнейшие действия, в виде обратной связи с родителями. Самое главное, что такое взаимодействие со стороны взрослых, позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье детей. Одним из положительных результатов нашего проекта стало уважение и равноправие между родителями обычных детей и родителей детей с ОВЗ. Специалисты, воспитатели, и сами родители - отмечают благоприятную эмоциональную атмосферу, возросшую инициативность, активность и самостоятельность детей. Специалисты отмечают возросшую востребованность в развивающих занятиях со стороны родителей и хорошую динамику развития детей, а также их благоприятную социализацию. Видеоролик с рассказом о проекте
Название
проекта: «Интерактивное взаимодействие в формировании речевой культуры
дошкольников»
Целевая
группа: дошкольники 6-7 лет с
нормальными показателями речевого развития и воспитанники с нерезко
выраженными проблемами речи
Содержание
проекта
Современные
дети очень любят играть с интерактивными игрушками, поэтому часто не выпускают
из рук гаджеты. Это часто приводит к ограниченным познавательным интересам,
недостаточным коммуникативным навыкам дошкольников и, как следствие, их
недостаточной подготовленности к учебной деятельности. Было решено, на занятиях
по речевому развитию с детьми 6-7 лет, использовать возможности активных
педагогических методов, а как средство – интерактивную доску.
Цель проекта: построение системы развития речевой культуры дошкольников методами и средствами интерактивного взаимодействия.
Задачи:
1. Создать комплекс занятий, построенных в интерактивном взаимодействии с ребенком, где средством является интерактивная доска.
2. Разработать комплекс методических, дидактических и диагностических материалов, включающие интерактивные цифровые ресурсы (ИЦР), обеспечивающих развитие у ребенка фонематического слуха, навыков элементарного звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических средств языка и связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.
3. Апробировать комплекс занятий, диагностировать их эффективность, распространить полученный опыт.
Этапы разработки и реализации проекта:
1. Подготовительный этап. Изучение теоретических основ активных методов обучения и способов создания ИЦР для дошкольников. Составление плана реализации задач речевого развития. Разработка методических и диагностических материалов.
2. Организационно-практический этап. Образовательные ситуации инициируются необычными приветствиями, образными перевоплощениями, эмоциональными всплесками, затем происходит погружение в игровую ситуацию. Посредством ИЦР для детей создается аудиовизуальная среда: мир сказки, путешествия, экскурсии или соревнования. В этой сюжетной линии происходит проработка содержания темы, используются различные исследовательские и творческие методы: наблюдение, сравнение, экспериментирование, ролевые игры, моделирование ситуации, решение проблемной задачи «мозговым штурмом». Дети слушают неречевые и речевые звуки, сравнивают, дифференцируют фонемы и слоги, развивают навыки элементарного звукового анализа и синтеза, знакомятся с графическим изображением звуков. Для прочного запоминания, ИЦР дают яркий наглядный образ буквы в картинках, фигурках, в конфигурациях позы человека, которая «оживает» и взаимодействует с другими буквами и ребенком. Дошкольники выполняют увлекательные игровые упражнения и задания: «расселить» звуки по домикам, определить место звука в словах, нарисовать букву, «подружить» ее с другими буквами. Все задания основаны на принципе обеспечения активной речевой практики, дети участвуют в обсуждениях, выражают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, принимают обдуманные решения, в завершении – делятся своими впечатлениями друг с другом и педагогом, подводят итог.
3. Презентационно-завершающий этап. Обобщение и оформление результатов проекта, диагностика эффективности реализации проекта, представление результатов пед. общественности.
Планируемые или полученные результаты: стала программа по развитию речевой культуры дошкольников «Интерактивная познайка». Срок ее реализации – 8 месяцев, это 60 игровых образовательных ситуаций, к каждой из них разработан план-конспект, неотъемлемой частью которого является ИЦР для сопровождения, визуализации и выполнения игровых интерактивных заданий, созданных посредством триггерных механизмов – сенсорно активных картинок. Для выявления эффективности программы составлена «Методика диагностического обследования речевого и коммуникативного развития детей 6-7 лет». Программа уже 4 года реализуется в ДОО и, как показывает практика и результаты мониторинга эффективности программы, успешно решает задачи речевого развития дошкольников, определенные ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования. Образовательный материал успешно осваивается не только детьми с нормальным речевым развитием, но и воспитанниками с нерезко выраженными проблемами речи. Диагностические данные этих воспитанников говорят о бурном развитии всех компонентов речевой и коммуникативной деятельности, а по показателям «связная речь» и «умение вести диалог» они часто достигают тех же результатов, что и их сверстники, не имеющие речевых нарушений. Детям очень нравятся эти занятия, они с живым интересом включаются в игру, преодолевают трудности и получают удовольствие от общения. К концу образовательного периода большинство дошкольников осваивают азы чтения и без труда читают двух-трех сложные слова и короткие предложения, могут отличить гласный звук от согласного, определить мягкость или твердость звука, звонкость или глухость согласного, делают графический анализ слов и звуков, приобретают графические навыки изображения печатных букв. Кроме этого, воспитанники осваивают сенсорное управление интерактивной доской, учатся интуитивно понимать интерфейс предлагаемого программного обеспечения. Все эти достижения они постигают в процессе игры и вырабатывают стойкую мотивацию к учебной деятельности. Разработанный комплекс методических материалов позволяет педагогам-дошкольникам сразу, без подготовки, начать реализовывать программу. Это могут быть воспитатели, педагоги дополнительного образования или учителя-дефектологи. Задания конспектов могут использоваться ими полностью или фрагментарно, в зависимости от психофизических возможностей воспитанников. Разработанные к программе план-конспекты постоянно дополняются, обновляются и перерабатываются в зависимости от ситуативной необходимости ведущего педагога и конкретной группы детей. Интерактивные цифровые ресурсы программы тоже постоянно дополняются новым наглядным и интерактивным материалом, совершенствуются и приемы интерактивного взаимодействия. По мнению автора, методика диагностического обследования речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста нуждается в доработке, особенно в части «Развитие коммуникативных способностей дошкольников». Видеоролик с рассказом о проекте.
Цель проекта: построение системы развития речевой культуры дошкольников методами и средствами интерактивного взаимодействия.
Задачи:
1. Создать комплекс занятий, построенных в интерактивном взаимодействии с ребенком, где средством является интерактивная доска.
2. Разработать комплекс методических, дидактических и диагностических материалов, включающие интерактивные цифровые ресурсы (ИЦР), обеспечивающих развитие у ребенка фонематического слуха, навыков элементарного звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических средств языка и связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.
3. Апробировать комплекс занятий, диагностировать их эффективность, распространить полученный опыт.
Этапы разработки и реализации проекта:
1. Подготовительный этап. Изучение теоретических основ активных методов обучения и способов создания ИЦР для дошкольников. Составление плана реализации задач речевого развития. Разработка методических и диагностических материалов.
2. Организационно-практический этап. Образовательные ситуации инициируются необычными приветствиями, образными перевоплощениями, эмоциональными всплесками, затем происходит погружение в игровую ситуацию. Посредством ИЦР для детей создается аудиовизуальная среда: мир сказки, путешествия, экскурсии или соревнования. В этой сюжетной линии происходит проработка содержания темы, используются различные исследовательские и творческие методы: наблюдение, сравнение, экспериментирование, ролевые игры, моделирование ситуации, решение проблемной задачи «мозговым штурмом». Дети слушают неречевые и речевые звуки, сравнивают, дифференцируют фонемы и слоги, развивают навыки элементарного звукового анализа и синтеза, знакомятся с графическим изображением звуков. Для прочного запоминания, ИЦР дают яркий наглядный образ буквы в картинках, фигурках, в конфигурациях позы человека, которая «оживает» и взаимодействует с другими буквами и ребенком. Дошкольники выполняют увлекательные игровые упражнения и задания: «расселить» звуки по домикам, определить место звука в словах, нарисовать букву, «подружить» ее с другими буквами. Все задания основаны на принципе обеспечения активной речевой практики, дети участвуют в обсуждениях, выражают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, принимают обдуманные решения, в завершении – делятся своими впечатлениями друг с другом и педагогом, подводят итог.
3. Презентационно-завершающий этап. Обобщение и оформление результатов проекта, диагностика эффективности реализации проекта, представление результатов пед. общественности.
Планируемые или полученные результаты: стала программа по развитию речевой культуры дошкольников «Интерактивная познайка». Срок ее реализации – 8 месяцев, это 60 игровых образовательных ситуаций, к каждой из них разработан план-конспект, неотъемлемой частью которого является ИЦР для сопровождения, визуализации и выполнения игровых интерактивных заданий, созданных посредством триггерных механизмов – сенсорно активных картинок. Для выявления эффективности программы составлена «Методика диагностического обследования речевого и коммуникативного развития детей 6-7 лет». Программа уже 4 года реализуется в ДОО и, как показывает практика и результаты мониторинга эффективности программы, успешно решает задачи речевого развития дошкольников, определенные ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования. Образовательный материал успешно осваивается не только детьми с нормальным речевым развитием, но и воспитанниками с нерезко выраженными проблемами речи. Диагностические данные этих воспитанников говорят о бурном развитии всех компонентов речевой и коммуникативной деятельности, а по показателям «связная речь» и «умение вести диалог» они часто достигают тех же результатов, что и их сверстники, не имеющие речевых нарушений. Детям очень нравятся эти занятия, они с живым интересом включаются в игру, преодолевают трудности и получают удовольствие от общения. К концу образовательного периода большинство дошкольников осваивают азы чтения и без труда читают двух-трех сложные слова и короткие предложения, могут отличить гласный звук от согласного, определить мягкость или твердость звука, звонкость или глухость согласного, делают графический анализ слов и звуков, приобретают графические навыки изображения печатных букв. Кроме этого, воспитанники осваивают сенсорное управление интерактивной доской, учатся интуитивно понимать интерфейс предлагаемого программного обеспечения. Все эти достижения они постигают в процессе игры и вырабатывают стойкую мотивацию к учебной деятельности. Разработанный комплекс методических материалов позволяет педагогам-дошкольникам сразу, без подготовки, начать реализовывать программу. Это могут быть воспитатели, педагоги дополнительного образования или учителя-дефектологи. Задания конспектов могут использоваться ими полностью или фрагментарно, в зависимости от психофизических возможностей воспитанников. Разработанные к программе план-конспекты постоянно дополняются, обновляются и перерабатываются в зависимости от ситуативной необходимости ведущего педагога и конкретной группы детей. Интерактивные цифровые ресурсы программы тоже постоянно дополняются новым наглядным и интерактивным материалом, совершенствуются и приемы интерактивного взаимодействия. По мнению автора, методика диагностического обследования речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста нуждается в доработке, особенно в части «Развитие коммуникативных способностей дошкольников». Видеоролик с рассказом о проекте.
Виноградова Н. И., МАДОУ "Детский сад № 37"
Тематика: социализация
Название
проекта: «Формирование культурно-гигиенических и бытовых навыков у детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством пооперационных карт».
Целевая
группа: педагоги дошкольных образовательных учреждений, дети с ограниченными
возможностями здоровья, а так же нормотипичные дошкольники от 1.5 до 3 лет,
родители.
Содержание
проекта
Долгое
время работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы сталкиваемся с
трудностями в обучении детей социально-бытовым навыкам и навыкам
самообслуживания.В связи с особыми потребностями наших детей возникает проблема
в усвоении и дальнейшем закреплении формируемых навыков, таких как одеваться,
раздеваться, открывать кран, дверь и т.п. И основной задачей для нас является
помочь ребенку с проблемами обрести максимально возможную независимость в
удовлетворении своих жизненных потребностей и обслуживании самих себя. Хотелось
бы поделиться своей педагогической находкой, которую мы используем при
формировании у детей культурно-гигиенических и бытовых навыков, под названием
пооперационная карта.Пооперационная карта представляет собор набор картинок,
которые располагаются в определенной последовательности и являются визуальными
стимулами для формирования того или иного навыка.
Целью использования пооперационных карт является формирование у ребенка с аутизмом четкой последовательности при выполнении каких-либо действий без непосредственной инструкции со стороны взрослого.Пооперационные карты для детей с аутизмом могут применяться как в специально организованных группах для детей с ранним детским аутизмом, так и в общеразвивающих группах детского сада, которые посещают аутичные дети.Данные карты рекомендуется использовать педагогам в течение всего времени пребывания ребенка в группе.Родители – неотъемлемая часть коррекционной работы с аутичными детьми. Поэтому целесообразно применение пооперационных карт не только педагогами в дошкольном учреждении, но и в семье.Очень часто родители аутичных детей жалуются педагогам, что не могут научить своих детей правильно одеваться, умываться, готовиться ко сну, собираться в детский сад и т.п., что им постоянно нужно напоминать детям каждый шаг.Все это происходит потому, что родители каждый раз учат ребенка тому или иному действию в разной последовательности, считая что это не столь важно.Однако эти ситуации приводят ребенка в растерянность и он не знает что же ему делать дальше. А запомнить порядок, например, одевания, не имея внутренней программы или визуальной схемы ребенку очень тяжело. Чтобы это не происходило, родителями также используются в воспитании и обучении своего ребенка пооперационные карты. Они размещаются в разных помещениях дома, где находится аутичный ребенок: в коридоре, на кухне, в спальне, в ванной комнате. Так, в коридоре помещают схему действий ребенка при сборе на улицу, отражающую последовательность одевания и раздевания, в детской комнате на шкафу - схему складывания одежды. На кухне располагают схему сервировки стола, в спальне - карту с последовательностью раздевания перед сном и одевания после сна, в ванной комнате – схему мытья рук, умывания лица, чистки зубов и т. д. Благодаря такой карте ребенок четко знает, что будет происходить в следующий момент.Это способствует уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций.
Планируемые или полученные результаты: в ходе реализации нашего проекта данные карты применялись для 14 детей с расстройством аутистического спектра, посещающих ДОО в течение дня, и для 10 детей группы кратковременного пребывания, а также для 30 детей до 3-х лет. В результате проделанной работы у детей общеразвивающих групп быстрее сформировались культурно-гигиенические навыки. У детей с РАС данные карты применялись в течение всего пребывания детей в ДОО до выпуска их в школу. В группах кратковременного пребывания работа велась в комплексе с родителями, которые также разрабатывали карты для своих детей, отрабатывали и закрепляли формируемые навыки в домашних условиях. В результате проделанной работы у детей с РАС легче и быстрее формировались навыки, дети становились более самостоятельными и независимыми от взрослого. В 2017 году мы решили поделиться опытом нашей работы с педагогами города и края. Нами были проведены на городском и зональном уровне мастер-классы и семинары-практикумы по обучению педагогов изготовлению и применению данных карт. Видеоролик с рассказом о проекте
Целью использования пооперационных карт является формирование у ребенка с аутизмом четкой последовательности при выполнении каких-либо действий без непосредственной инструкции со стороны взрослого.Пооперационные карты для детей с аутизмом могут применяться как в специально организованных группах для детей с ранним детским аутизмом, так и в общеразвивающих группах детского сада, которые посещают аутичные дети.Данные карты рекомендуется использовать педагогам в течение всего времени пребывания ребенка в группе.Родители – неотъемлемая часть коррекционной работы с аутичными детьми. Поэтому целесообразно применение пооперационных карт не только педагогами в дошкольном учреждении, но и в семье.Очень часто родители аутичных детей жалуются педагогам, что не могут научить своих детей правильно одеваться, умываться, готовиться ко сну, собираться в детский сад и т.п., что им постоянно нужно напоминать детям каждый шаг.Все это происходит потому, что родители каждый раз учат ребенка тому или иному действию в разной последовательности, считая что это не столь важно.Однако эти ситуации приводят ребенка в растерянность и он не знает что же ему делать дальше. А запомнить порядок, например, одевания, не имея внутренней программы или визуальной схемы ребенку очень тяжело. Чтобы это не происходило, родителями также используются в воспитании и обучении своего ребенка пооперационные карты. Они размещаются в разных помещениях дома, где находится аутичный ребенок: в коридоре, на кухне, в спальне, в ванной комнате. Так, в коридоре помещают схему действий ребенка при сборе на улицу, отражающую последовательность одевания и раздевания, в детской комнате на шкафу - схему складывания одежды. На кухне располагают схему сервировки стола, в спальне - карту с последовательностью раздевания перед сном и одевания после сна, в ванной комнате – схему мытья рук, умывания лица, чистки зубов и т. д. Благодаря такой карте ребенок четко знает, что будет происходить в следующий момент.Это способствует уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций.
Планируемые или полученные результаты: в ходе реализации нашего проекта данные карты применялись для 14 детей с расстройством аутистического спектра, посещающих ДОО в течение дня, и для 10 детей группы кратковременного пребывания, а также для 30 детей до 3-х лет. В результате проделанной работы у детей общеразвивающих групп быстрее сформировались культурно-гигиенические навыки. У детей с РАС данные карты применялись в течение всего пребывания детей в ДОО до выпуска их в школу. В группах кратковременного пребывания работа велась в комплексе с родителями, которые также разрабатывали карты для своих детей, отрабатывали и закрепляли формируемые навыки в домашних условиях. В результате проделанной работы у детей с РАС легче и быстрее формировались навыки, дети становились более самостоятельными и независимыми от взрослого. В 2017 году мы решили поделиться опытом нашей работы с педагогами города и края. Нами были проведены на городском и зональном уровне мастер-классы и семинары-практикумы по обучению педагогов изготовлению и применению данных карт. Видеоролик с рассказом о проекте
Вот такие замечательные педагоги работаю в Краснодарском крае!
Достойные победители!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Алена!
ОтветитьУдалитьНа самом деле очень достойные педагоги...