четверг, 7 декабря 2023 г.

Консультация для родителей "Мой ребенок кусается в детском саду!"

                                         

Каждый из нас был ребенком и большинство детей когда-то кого-то кусали хотя бы однажды. Уже в раннем возрасте у ребенка формируется отношение со взрослыми и сверстниками: взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки, поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Сверстник в этом возрасте мало интересен, т.к. вместе играть не умеют.  Игра в данном возрасте чаще индивидуальная. Больше интересуют старшие дети, которые являются ведущими в деятельности. Для детей раннего возраста характерны быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому. Например, согласия могут перейти в капризы, а радости в обиду. У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера. Реакции ребёнка непосредственны и немедленные. Ребёнок охотно вступает в эмоциональный контакт.
В адаптационный период ребенок пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс.
Если ваш ребенок укусил другого, то первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется. Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что тогда делать? - подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача для детей. Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.
Например, ребенок укусил другого по причине того, что у него отбирали игрушку. Нужно помнить, что для ребенка его игрушка – это продолжение самого ребенка. Можно его попросить дать игрушку, но не отбирать. Как же тогда объяснить малышу, что кусаться – это плохо? У восприятия малышей есть некоторые особенности: ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное, и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг маленького ребенка еще не умеет делать два дела одновременно. Мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите. Опуститесь на один уровень с ребенком, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
Задавайте вопросы, и, если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него. Например, что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?
Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.
— А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?
— Я позову тетю (воспитатель), маму.
— Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?
— Нет
Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий