Упражнение
«Цветочная поляна»
Цель: развивать
мелкую, координационную моторику, восприятие цвета.Что
подготовить: емкость для воды, 200–300 мл воды, красный и синий
маркеры для магнитной доски, цветное изображение поляны, прикрепленное
на дно емкости, 3 ложки, по стакану с красной и синей
отметками.
Как
играть: ребенок стоит /сидит перед /за столом,
на столе – емкость с изображением на дне. Предложите
нарисовать на дне емкости красные, синие цветы. По желанию, добавьте
цвета. Когда ребенок закончит, налейте воду. Возникает эффект «всплывания»
цветов. Попросите подуть на цветы как будто «ветер уносит цветы,
и они танцуют». Затем попросите перенести красные цветы в стакан
с красной отметкой, а синие – с синей и произносить
звук «С-С-С...». Похвалите ребенка.
Используйте эту игру для работы с детьми с ТНР от 2,5
до 3,5 года. Упражнение поможет развивать звукопроизношение
и дыхательную мускулатуру, мелкую и координационную моторику,
восприятие цвета.
Упражнение
«Грибная охота»
Цель: снизить возбудимость, развивать мыслительные операции, мелкую моторику и речь.
Что подготовить: глубокую емкость, крупу или любой песок, звонок, 4 изображения грибов разного вида – картинки-невидимки, фонарик, влажные салфетки.
Как играть: ребенок сидит за столом, на столе – емкость с песком, в которой спрятаны картинки-невидимки грибов. Объясните, что в емкости спрятаны картинки, их нужно найти, посветить на них фонариком, назвать, что изображено. Главное – поиск начинается после сигнала – звонка. Первый раз ребенок выполняет упражнение вместе с вами, со второго раза – самостоятельно. Похвалите ребенка.Используйте эту игру с детьми с ЗПР и признаками
гиперактивности 3–4 лет. Упражнение поможет снизить возбудимость
и развивать концентрацию внимания, мелкую моторику, речь.
Упражнение «Подари радость»
Цель: развивать мелкую моторику, моторную координацию.
Что подготовить: два листа бумаги А4, CD-диск, маленький фонарь, разноцветные фломастеры или краски без черного цвета.
Как играть: предложите сделать рисунок – обвести кисть ребенка, чтобы получилась нижняя часть человека. Дорисуйте голову, шею и руки. Спросите ребенка, что получилось. После ответа предложите дать ему имя, «одеть» человечка в веселье, радость, счастье волшебным способом – с помощью диска и фонарика. Наведите фонарик на диск и покажите, как появляется цветное отображение. Удерживайте диск так, чтобы на бумаге были разноцветные линии. Ребенок подбирает краски соответствующего цвета и рисует на бумаге фломастерами или красками. В конце похвалите ребенка и поблагодарите от лица человечка.
Используйте для детей 5–6 лет с НОДА и низкой самооценкой. Упражнение поможет повысить самооценку, развивать мелкую моторику
и моторную координацию.
Упражнение «Сигнал. Цветная память»
Цель: развивать слуховое восприятие, звукопроизношение, зрительную память.
Что подготовить: деревянный молоток, руль-муляж, подушку, мягкий кубик для альтернативной коммуникации или карточки с изображением, пяльцы с материалом или картон белого цвета, три карточки с изображениями на фоне зеленого, синего, желтого цвета. По желанию меняйте изображения, увеличьте до 5–6. Три мешочка из ткани: зеленый, синий, желтый.
Что подготовить: деревянный молоток, руль-муляж, подушку, мягкий кубик для альтернативной коммуникации или карточки с изображением, пяльцы с материалом или картон белого цвета, три карточки с изображениями на фоне зеленого, синего, желтого цвета. По желанию меняйте изображения, увеличьте до 5–6. Три мешочка из ткани: зеленый, синий, желтый.
Как играть: ребенок сидит за столом, перед ним предметы – молоток деревянный, руль-муляж, подушка. Взрослый показывает изображение на мягком кубике, просит повторить слова. Затем взрослый предлагает выбрать соответствующий предмет и действовать им: «забивать», «вести», «спать». Произнесите название действия несколько раз, прикрывая свой рот пяльцами с материей. Когда говорите слово «стоп», ребенок останавливает действие. Переходите к следующему заданию.
Покажите по одной картинке, каждая из которых соответствует действиям ранее: «вести» – руль, «забивать» – молоток, «спать» – подушка. Попросите произнести и запомнить слова. Уберите все картинки в мешочек. Спросите ребенка: «Где молоток?», «Что в зеленом мешочке?». Ребенок отвечает. Произносите четкую и простую инструкцию, похвалите ребенка. Выполняйте 2–3 раза с учетом индивидуальных возможностей и интереса ребенка.
Используйте для работы с воспитанниками 4–5,5
года с нарушениями слуха. Цель упражнения – научить саморегулировать
деятельность при меняющейся инструкции, закрепить знание глаголов «вести»,
«забивать», повысить мотивацию, развивать слуховое восприятие, зрительную
память.
Упражнение «Разноцветные волны»
Цель: развивать саморегуляцию действий по словесной инструкции, научить удерживать внимание на словах и действиях взрослого.
Что подготовить: емкость для «эбру», молоко 3,2% 0,5 л или раствор: 3 ст. ложки картофельного крахмала на 1 стакан воды с каплей клея ПВА, акриловые краски, разбавленные водой, 2–3 кисти, пипетки, 1–2 листа бумаги размером с емкость, 5–6 ватных палочек, расческу-гребень или вилку, влажные салфетки.
Как играть: покажите, как с помощью кисти или другого материала нанести на поверхность раствора или молока краску и сделать рисунок, проговаривайте действия, словосочетания и слова. Сначала упражнение проводите совместно с ребенком, затем ребенок действует самостоятельно или с вашей помощью, если необходимо. После того как на поверхности появится рисунок, вместе с ребенком возьмите лист бумаги и положите лист на поверхность раствора или молока, через 1–3 секунды достаньте лист за края, прижимая его к краю емкости. В конце упражнения похвалите ребенка, подарите рисунок или повесьте на стене в комнате на уровне глаз ребенка, чтобы время от времени акцентировать внимание на его картине.
Используйте для
работы с ребенком с РАС 5–8 лет. Цель упражнения – увеличить длительность зрительного контакта при
общении со взрослым, снять эмоциональное напряжение, научить удерживать
внимание на действиях взрослого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий