Сейчас мы все находимся дома, по причине того, что в стране - карантин, самоизоляция (коронавирус). Родительский клуб "Мы вместе" продолжает свою работу в дистанционном режиме. Не все обрядовые праздники календарного цикла дошли до нашего времени, но праздник "Пасха" прочно вошел в каждую семью.
Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый
важный христианский праздник. Всё ближе к нам Пасха. Уже квартиры и дома сияют чистотой,
яйца красятся, а куличи пекутся. Идёт Святая неделя... Самое время сесть в тишине
и помастерить. Пасха - праздник необыкновенный, дароносный. Считалось, что
нужно как можно больше сделать даров. Тем больше светлой радости вернется к
вам. Совместное творчество объединяет, поэтому предлагаю создать "Пасхального цыпленка" к праздничному столу. Этот маленький малыш так полюбился моим знакомым...
Мастер-класс для детей и родителей «Пасхальный цыпленок»,достаточно кликнуть на картинку
Спасибо Валентине Невежиной, которая на одном из вебинаров онлайн-школы "Русская Кукла", познакомила с ним. Теперь этот цыпленок "гуляет" по Краснодару.
Немного истории о празднике Пасха по материалам представленным Ириной Ивановной Хабышевой (народный мастер Пермского края):
Обряд "Хождение волочебников".
К числу оригинальных пасхальных обычаев, значение
которых темно и неясно для народа, относится, между прочим, так называемое,
«хождение волочебников». Это та же коляда, странным образом приуроченная к Пасхе,
с той только разницей, что «волочебниками» бывают не парни, а преимущественно
бабы. Со всего села собираются они толпой и ходят из дома в дом, останавливаясь
перед окнами и пискливыми, бабьими голосами распевая следующую песню:
«Не шум шумит, не гром гремит,
Христос Воскресе Сын Божий (припев)
Шум гремят волочебники —
К чьему двору, ко богатому,
Ко богатому — к Николаеву.
Хозяюшко, наш батюшко,
Раствори окошечко, посмотри немножечко,
Что у тебя в доме делается (и т. д.)
Смысл песни состоит в том, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева в большинстве случаев спешат удовлетворить просьбы волочебников, так как по адресу скупого хозяина бойкие бабы сейчас же начинают высказывать не совсем лестные пожелания: «Кто не даст нам яйца — околеет овца, не даст сала кусок — околеет телок; нам не дали сала — коровушка пала». Суеверные хозяева очень боятся таких угрожающих песнопений, и потому бабы никогда не уходят из-под окон с пустыми руками. Все собранные продукты и деньги идут на специальное бабье пиршество, на которое не допускаются представители мужского пола.
«Не шум шумит, не гром гремит,
Христос Воскресе Сын Божий (припев)
Шум гремят волочебники —
К чьему двору, ко богатому,
Ко богатому — к Николаеву.
Хозяюшко, наш батюшко,
Раствори окошечко, посмотри немножечко,
Что у тебя в доме делается (и т. д.)
Смысл песни состоит в том, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева в большинстве случаев спешат удовлетворить просьбы волочебников, так как по адресу скупого хозяина бойкие бабы сейчас же начинают высказывать не совсем лестные пожелания: «Кто не даст нам яйца — околеет овца, не даст сала кусок — околеет телок; нам не дали сала — коровушка пала». Суеверные хозяева очень боятся таких угрожающих песнопений, и потому бабы никогда не уходят из-под окон с пустыми руками. Все собранные продукты и деньги идут на специальное бабье пиршество, на которое не допускаются представители мужского пола.
Наши крестьяне повсеместно не знают истинного
значения и символического смысла красного яйца и даже не догадываются, что оно
знаменует собой мир, обагренный кровью Христа и через то возрождающийся для
новой жизни. Объясняя происхождение этого христианского символа по-своему,
крестьяне говорят, что яйцо ввели в употребление еще первые апостолы: «Когда
Пилат распял Христа, — рассказывают они, — то апостолы очень испугались, что
Пилат и до них доберется и, чтобы смягчить его сердце, накрасили яиц и принесли
ему в подарок, как еврейскому начальнику. С тех пор и пошел обычай красить на
Пасху яйца».
В других местностях (например, в Ярославской губернии) крестьяне, объясняя происхождение пасхального яйца, подходят ближе к истине, хотя далеко не все себе уясняют. «Перед Пасхой, — говорят они, — Христос был мертв, а потом в пользу христиан воскрес. Вот и яйцо точно так же: оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти». Но на вопрос, почему же яйцо окрашивается в красный цвет, те же ярославские мужики отвечают: «Так ведь и сама Пасха красная, в священном писании прямо ведь сказано: «праздник из праздников». Ну, кроме того, и звон пасхальный тоже зовется «красным».
Зато несравненно обстоятельнее и подробнее отвечают крестьяне на вопрос о тех приметах, какие связаны с пасхальным яйцом. Таких примет целое множество. Нельзя, например, есть яйцо и выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу за окошко на улицу, потому что на протяжении всей Светлой седмицы сам Христос с апостолами, в нищенских рубищах, ходит по земле и по неосторожности в него можно попасть скорлупой (ходит же Христос с целью наблюдать, хорошо ли православные исполняют его завет — оделять нищую братию, и награждает тороватых и щедрых, а скупых и немилостивых наказывает). Затем, крестьяне повсюду верят, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить и скормить его «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога. При помощи пасхального яйца получают облегчение и живые от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трех и даже 12 лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжело больным, и всю хворь с них как рукой снимет. Помогает яйцо и при тушении пожаров: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами: «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар никоим образом не прекратится, и тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений - тогда ветер утихнет, изменит направление и сила огня ослабеет настолько, что возможно будет с ним бороться. Но всего больше помогает пасхальное яйцо в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерна и затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, чтобы обеспечить себе прекрасный урожай.
Наконец, яйцо помогает даже кладоискателям, потому что всякий клад, как известно, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой, а, завидев человека, приближающегося с пасхальным яйцом, бесы непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без всякой защиты и прикрытия, – тогда только бери лопату и спокойно отрывай себе котлы с золотом.
В других местностях (например, в Ярославской губернии) крестьяне, объясняя происхождение пасхального яйца, подходят ближе к истине, хотя далеко не все себе уясняют. «Перед Пасхой, — говорят они, — Христос был мертв, а потом в пользу христиан воскрес. Вот и яйцо точно так же: оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти». Но на вопрос, почему же яйцо окрашивается в красный цвет, те же ярославские мужики отвечают: «Так ведь и сама Пасха красная, в священном писании прямо ведь сказано: «праздник из праздников». Ну, кроме того, и звон пасхальный тоже зовется «красным».
Зато несравненно обстоятельнее и подробнее отвечают крестьяне на вопрос о тех приметах, какие связаны с пасхальным яйцом. Таких примет целое множество. Нельзя, например, есть яйцо и выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу за окошко на улицу, потому что на протяжении всей Светлой седмицы сам Христос с апостолами, в нищенских рубищах, ходит по земле и по неосторожности в него можно попасть скорлупой (ходит же Христос с целью наблюдать, хорошо ли православные исполняют его завет — оделять нищую братию, и награждает тороватых и щедрых, а скупых и немилостивых наказывает). Затем, крестьяне повсюду верят, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить и скормить его «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога. При помощи пасхального яйца получают облегчение и живые от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трех и даже 12 лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжело больным, и всю хворь с них как рукой снимет. Помогает яйцо и при тушении пожаров: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами: «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар никоим образом не прекратится, и тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений - тогда ветер утихнет, изменит направление и сила огня ослабеет настолько, что возможно будет с ним бороться. Но всего больше помогает пасхальное яйцо в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерна и затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, чтобы обеспечить себе прекрасный урожай.
Наконец, яйцо помогает даже кладоискателям, потому что всякий клад, как известно, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой, а, завидев человека, приближающегося с пасхальным яйцом, бесы непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без всякой защиты и прикрытия, – тогда только бери лопату и спокойно отрывай себе котлы с золотом.
Как на Руси готовились к Пасхе?
В продолжение всей Страстной седмицы крестьяне,
что называется, не покладают рук, чтобы соскоблить, вымыть и вычистить обычную
грязь трудовой обстановки бедных людей и привести свои убогие жилища в
чистенький и по возможности нарядный вид. Мужики с первых же дней Страстной
недели заготовляют хлеба и корму для скотины на всю Светлую седмицу, чтобы в
праздник не приходилось хлопотать и чтобы все было под рукою. А бабы и девушки
хлопочут в избах: белят печи, моют лавки, скоблят столы, вытирают мокрыми тряпками
запыленные стены; обметают паутину. Разгар бабьих работ выпадает на Чистый
четверг. Покончив с убранством избы, бабы приступают обыкновенно к стряпне. В
богатых домах жарят и варят живность, пекут куличи, убирая их мармеладом,
монпасье и другими цветными конфетами. В бедных же семьях эта роскошь считается
не по карману, и здесь куличи в виде обыкновенной, без всякой сдобы, булки
покупаются у местных лавочников или Калашников и барашников. Но так как
калашники или барашники развозят по деревне свои куличи приблизительно за
неделю до праздников, то на пасхальном столе крестьянина-бедняка обыкновенно
красуется плоская и твердая, как дерево, булка, ценою не свыше пятиалтынного
или двугривенного. Но бывают, впрочем, случаи, когда крестьяне не могут
позволить себе и этой роскоши, не выходя из бюджета. Таким беднякам обыкновенно
приходят на помощь более богатые родственники, которые из чувства христианского
милосердия не допускают, чтобы Светлый праздник омрачался «голодными
разговинами», да еще в родственной семье. Впрочем, и посторонние не отстают от
родственников, и в Страстную пятницу совсем не редкость видеть шныряющих по
селу баб, разносящих по домам бедняков всякие припасы: одна принесет молока и
яиц, другая — творогу и кулич, а третья, гляди, притащит под фартуком и кусок
убоины, хотя и накажет при этом не проговориться мужу (в деревнях убоиной
распоряжается мужик, и баба без спросу не смеет и подступаться к мясу). Что
касается мужиков среднего достатка, то они хотя и не прибегают к помощи
зажиточных соседей, но редко обходятся без займов, а еще охотнее продают
что-нибудь из деревенских продуктов (дрова, сено, мятая пенька и пр.), чтобы
раздобыться деньжонками и кушать четверть или полведра водки, пшеничной муки
для лапши и пшена на кашу. Но вырученные деньги расходуются бережно, с таким
расчетом, чтобы было на что «купить Богу» масла и свечей и заплатить попам.
С наступающим праздником!
Очень интересно!
ОтветитьУдалитьАлена, еще как интересно! Читаю про обряды много, выписываю, записываю, копирую...
Удалить